ЛЕТНИЙ САД, фотопроект и медиа инсталляция, 2008
Летний сад любят все без исключения. Даже городской фольклорный персонаж Иван Афанасьевич, появившийся несколько десятилетий тому назад, подтверждает, что пространство сада это самое культурное место в городе, потому как даже люди, выпивающие в нем, невольно оказываются вдохновленными его высоким искусством.
Что произойдет с Санкт-Петербургом когда на целых 3 года его лишат Летнего сада, зашептывающей затененности и таинства его аллей, того Летнего Дождя в нем, который смывает городскую суету и туристов, проявляя его вечные законы преображения зеленого цвета лета. Дождя, что углубляет черноту стволов деревьев и обнажает пронзительную белизну мрамора античных скульптур? Где еще можно будет найти это божественное сочетание вечного обновления природы, безразличного даже к собственной смерти и того мифологического, что исходит из людских земных надежд? Какой еще сад города может претендовать на это райское место, которое позволяло бы так же легко проявлять странное несоответствие бесконечного и хрупкого, существующего в пространстве сада как формула жизни?
Почувствовав свое надвигающееся сиротство в отсутствии райского сада, петербургские художники стремятся преодолеть его, создавая в последнее время проект за проектом, вспоминая о нем. Так поступает и Надежда Анфалова.
Ее идея исходит из традиции подготовки скульптур сада к зиме, сложившейся за долгое время и ставшей печальной точкой, после которой окончательно завершается северное лето. Когда начинаются работы в саду по утеплению скульптур, то старожилы знают, что «настают непогоды».
Перед непогодой все равны – хрупкие нимфы и суровые античные божества. А потому процесс их сохранения выглядит ритуалом по сохранению хрупкости идеального. Приспособления из неструганных досок, где укутанные в грубые холстины мраморные скульптуры должны переживать безвременье в отсутствии рая, превращаются в мистические арт-объекты, в которых, как в капсулах, переносится в будущее земная мечта о райском. Мечта не должна утратить свою силу, измениться или «испортиться», а потому нарочитой грубости саркофагов, их невозможно отпугивающему и безобразному виду, сохранившему Красоту даже во времена блокады, назначают гарантии сбережения того совершенного, что вновь определит место рая…
О. Томсон