ЛЕТНИЙ САД, медиа-инсталляция, 2010

ЛЕТНИЙ САД, медиа-инсталляция, 2010

Летний сад любят все без исключения. Даже городской фольклорный персонаж Иван Афанасьевич, появившийся несколько десятилетий тому назад, подтверждает, что пространство сада это самое культурное место в городе, потому как даже люди, выпивающие в нем, невольно оказываются вдохновленными его высоким искусством.

Что произойдет с Санкт-Петербургом  когда на целых  3 года его лишат Летнего сада, зашептывающей затененности и таинства его аллей, того Летнего Дождя в нем, который смывает городскую суету и туристов, проявляя его вечные законы преображения зеленого цвета лета. Дождя, что  углубляет черноту стволов деревьев и обнажает пронзительную белизну мрамора античных скульптур? Где еще можно будет найти это божественное сочетание вечного обновления природы, безразличного даже к собственной смерти и того мифологического, что исходит из людских земных надежд? Какой еще сад города может претендовать на это райское место, которое позволяло бы так же легко проявлять странное несоответствие бесконечного и хрупкого, существующего в пространстве сада как формула жизни?

Почувствовав свое надвигающееся сиротство в отсутствии райского сада, петербургские художники стремятся  преодолеть его, создавая в последнее время проект за проектом, вспоминая о нем. Так поступает и Надежда Анфалова.

Ее идея исходит из традиции подготовки скульптур сада к зиме, сложившейся за долгое время и ставшей печальной точкой, после которой окончательно завершается северное лето. Когда начинаются работы в саду по утеплению скульптур, то старожилы знают, что «настают непогоды».

Перед непогодой все равны – хрупкие нимфы и суровые античные божества. А потому процесс их сохранения выглядит ритуалом по сохранению хрупкости идеального. Приспособления из неструганных досок, где укутанные в грубые холстины мраморные скульптуры должны переживать безвременье в отсутствии рая, превращаются в мистические арт-объекты,  в которых, как в капсулах, переносится в будущее земная мечта о райском. Мечта не должна утратить свою силу, измениться или «испортиться», а потому нарочитой грубости саркофагов, их невозможно отпугивающему и безобразному виду,   сохранившему Красоту даже во времена блокады, назначают гарантии сбережения  того совершенного, что вновь определит место рая.

В инсталляции Н.Анфаловой, скульптура в мрачных своих убежищах продолжает жить, проявляясь и исчезая. Как в разгар зимы, когда неожиданно приходят воспоминания о лете, как о маленьком глотке свободы, так и в проекте художницы сквозь грубость холста, ощущение от которого воссоздается многообразными технологиями (фотографией, шелкографией и видеопроекциям) проступают светоносные образы далекого рая, созданные из мрамора, что несет далекое солнце из далекого  сада с названием Летний.

О.Томсон

01_SummerGarden-start 02_SummerGarden-10 seconds 03_SummerGarden-20 seconds 07_Экспозиция 1
04 -Объект-1_ 05 -Объект-2_ 06 -Объект-3_

 
Назад